воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Паисий Величковский: житие, монастырь, молитва, акафист

Паисий Величковский: житие, монастырь, молитва, акафист
Какой сегодня праздник? Церковные праздники в ноябре. 28 ноября христиане отмечают день памяти преподобного Паисия Величковского. Паисий Величковский родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье священников.

Сегодня . Сегодня будет фаза луны и считается что сегодня лунный день. Восход луны будет в , а заход луны в . Луна сегодня будет в знаке зодиака . По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне балловСегодня для огородников и садоводов день Сегодня день для совершении рабочих сделок, для церемонии свадьбы, для финансовых операций, для проведения маникюра, для причесок Лунный календарь на сегодня  


Преподобный Паисий Величковский




Память 15/28 ноября.

Во второй половине XVIII века начался сдвиг, и русское монашество пережило возрождение. Большое значение для этого возрождения и обновления русского монашества имел старец схимонах Паисий Величковский.

Сначала мы дадим краткий очерк его биографии, а затем коснемся его творчества и его духовного наследия.

Будущий старец Паисий Величковский, или, как мы его сейчас называем, святитель Паисий, родился 21 декабря 1722 года в городе Полтаве в семье священников: его отец, дед и прадед были священниками. Позже его мать стала монахиней, как и его бабушка и тетя. Он был крещен с именем Петр. Его отец, о. Иоанн, был настоятелем Успенского собора. Мать, Ирина, работала с детьми. Петр рос тихим и кротким мальчиком. Он любил читать. В раннем возрасте прочел все духовные книги в своем доме и в соборной библиотеке. Среди них были: Священное Писание, несколько творений святителя Иоанна Златоуста и святителя Ефрема Сирина.

Его биограф отмечал, что он был «застенчив и непритязателен», так что даже родители почти никогда не слышали его голоса, а посетители часто спрашивали: «Он тупой?»

В возрасте 13 лет Петр поступил в Киевское духовное училище, ставшее впоследствии Духовной академией, где преподавал в то время архиепископ Псковский Симон (Тодорский), митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) и другие. Там же находился иеромонах Иоасаф, будущий епископ Белгородский. Образование там было на очень высоком уровне. Тогда в академии обучалось около 1200 студентов. Но не по этой причине влекло Петра туда, ибо его сердце поглощали церкви, святые монастыри, пещеры постящихся безмолвия и разговоры с друзьями о жизни отшельника. Они часто встречались в укромных местах и ​​говорили о духовно-полезных вещах. «Лучше, — говорили они друг другу, — остаться в мире, чем отказываться от мирских благ только для показухи”.


Вместо учебы - монашество




На третьем курсе у Петра угасало увлечение своим делом, а стремление к монашеству становилось все сильнее и сильнее. Наступили школьные каникулы, и Петр отправился домой. Категорически возражала его мать, узнавшая о его желании бросить школу и уйти в монастырь. У Петра был в Полтаве друг по имени Димитрий, с которым он учился в школе, и они дали клятву вместе уехать из страны. Но их план провалился, так как Петр заболел и вынужден был отложить поездку в Киев. Когда он выздоровел, мать сопровождала его, думая, что он собирается продолжать учиться. Но в Киеве Петр начал переосмысливать свое будущее.

Он решил отправиться в Чернигов к старцу Пахомию и испросить у него совета и наставления, благословения на дальнейший путь. Проведя несколько дней у отца Пахомия, тот сказал Петру: «Тебе лучше пойти в монастырь недалеко от Любеча, на родину преподобного Антония Печерского. Там ты найдешь иеромонаха Иоакима, который подскажет, что делать». Петр сделал, как ему сказали. Подойдя к монастырю, он заметил, что между городом Любечем и монастырем стоят блокпосты и охрана. У Петра не было с собой документов, и он боялся, что его задержат.

В то же время с другой стороны появился монах. Остановившись около стражи, преподобный взглянул на приближающегося Петра и сказал стражнику, когда тот окликнул мальчика: «Что ты спрашиваешь, кто он? Разве ты не видишь, что это послушник, возвращающийся в монастырь?» И охранник пропустил Петра. И так, с Богом, с Его помощью он смог поселиться в монастыре. На него были возложены обязанности экомоноса (монастырского эконома), он читал Жития святых за трапезой в трапезной и брал на себя различные хлопоты. Он жил у старца Иоакима, который благословил его носить рясу, и радовался его мирной жизни.


Скитания преподобного Паисия по монастырям Малороссии




Но Петру не суждено было остаться в этом монастыре надолго. Через три месяца после его приезда в монастырь был назначен новый настоятель, и из-за некоторых последовавших за этим неурядиц Петр покинул монастырь. Он скитался по правобережью Малороссии, которое подвергалось нападению поляков и униатов. Услышав об отшельнике, жившем на речном острове, Петр поспешил к нему. Его звали Исихий. Работал над переложением творений святых отцов. Петр попросил, чтобы его взяли в ученики. Лицо Петра опухло от слез и мольбы, но старец был непреклонен: «Чадо, я человек грешный и недостойный, и даже свою бедную душу свою не могу направить к Богу», — сказал он Петру.

Оставив отшельника, Петр вскоре нашел монастырь, названный Медведовским, в который и поступил. У него не было навыков, и братья часто издевались над ним. Ему поручили молоть пшеницу, но он порезал себе пальцы. Затем ему поручили носить воду и глину, резать хлеб в трапезной, подавать еду монахам, убирать и мыть посуду. Он также был назначен на клирос. Именно в этом монастыре он был пострижен в рясу с именем Платон. Его духовник через несколько недель куда-то ушел, а Платон остался без пастыря, «как заблудшая овца». Он сказал о себе: «Моя душа в юности очень располагала к послушанию, но я не получил божественного дара из-за своего недостоинства».

Через некоторое время этот монастырь подвергся нападению униатов и был закрыт. Отец Платон отправился в Киевскую Лавру и работал там в типографии. Пылая желанием подвижнического труда и жизни отшельника, отец Платон направился в Молдавию, где процветала духовная жизнь, так как тамошние монастыри находились под влиянием Святой Горы Афонской. Около трех лет провел в монастырях Молдавии под руководством старцев о. Василий, о. Михаил и о. Онуфрий.


Переезд отца Платона на Святую Гору Афон




Позже о. Платон предпринял переезд на Святую Гору Афон, надеясь найти духовных наставников и принять на себя подвиги. В то время отцу Платону было двадцать четыре года. Биограф старца писал о его переезде на Афон: «Кто может угадать пути Господни? И кто знает Его замыслы? Своим Божественным Промыслом Он взял его из родины. Провел через многие народы, чтобы он собрал для себя духовно приобрел великие сокровища для души своей.

Наконец, привел его на Святую Гору Афонскую, чтобы он и впредь копил свое духовное богатство. Затем отдавал его всем, ищущим у него руководства. Подражая преподобному Антонию Печерскому, тоже выходцу из Малороссии.


Иеромонах Трифон вместе с о. Платоном. Они прибыли на Афон 4 июля, накануне дня памяти преподобного Афанасия Афонского, который отшельником жил на Святой Горе. А затем основал первую общежительную обитель.

Сегодня его монастырь на Святой Горе является главным, первым среди двадцати монастырей. Отдохнув несколько дней в лавре св. Афанасия, путники направились в монастырь Пантократора, рядом с которым жили славянские монахи. Путь к монастырю Пантократора был долгим и трудным. Утомленные путники присели отдохнуть и попили холодной воды. От этого они простудились. Иеромонах Трифон впал в бред и скончался вскоре после прибытия в монастырь Пантократора.

Платон остался жить в монастыре Пантократора. Постепенно он знакомился с окрестными монастырями, посещал местных монахов и отшельников, искал духовника. Ему было трудно, потому что он жил в нищете каких-то четыре года. В 1750 г. о. духовник Платона из Молдавии, схимонах Василий, прибыл на Афон и постриг Платона в мантию с именем Паисий. Вскоре к Паисию присоединились его первые ученики Виссарион и Цезарий, и со временем их число возросло до 12. В 1758 году, в возрасте 36 лет, о. Паисий был рукоположен во иеромонаха. С ростом числа монахов по их просьбе о. иеросхимонах Паисий попросил монастырь Пантократора дать ему каливу пророка Ильи. И начал основывать скит пророка Ильи.


Паисий Величковский - Основатель скита на Святой Горе Афон




Таким образом, Старец Паисий Величковский был одним из основателей нынешнего скита пророка Илии на Святой Горе Афон. Его скит рос. Очень скоро духовными чадами отца Паисия стали не только его братия. Но и иноки со всех святогорских монастырей. К нему на духовные беседы приезжал даже патриарх Серафим, живший на покое в монастыре Пантократора. Вся братия занималась рукоделием, а старец сам делал ложки, проводя ночи за чтением и переписыванием святоотеческих книг, спал не более трех часов в сутки. Жившие в уединении в монастыре Пантократора, приходили к нему для духовных бесед.

Но враг человечества завидовал росту братства Паисия, их мирной жизни и духовному прогрессу. Проблемы возникли у поселенцев скита, которых вызвал живший неподалеку старец Афанасий. Эта вражда и вытекающие из нее проблемы беспокоили отца Паисия и его учеников.

Братство расширилось до пятидесяти человек, и жить стало негде, поэтому пришлось строить новые кельи. Но средств не было. По рекомендации нескольких жителей Афона отец Паисий и его монахи перебрались в монастырь Святого Симона Петра (Simonos Petros), который в то время пустовал. Они надеялись таким образом избежать конфликта со старцем Афанасием. Монашеская братия преподобного Симона Петра ушла. Потому что задолжала деньги турецким властям и не могла их выплатить. Но через три месяца пришлось отцу Паисию и его монахам покинуть и этот монастырь. Так как турки требовали возврата старого долга, а средств у них не было. Они снова вернулись в скит пророка Илии. Но их бедность не позволила им остаться надолго. Пришлось искать новый дом.

Старец Паисий решил переселиться с братией в Молдавию. В 1763 году, после 17 лет на Святой Горе, он с 64 монахами уехал и поселился в Молдавии. Готовясь к отъезду, Паисий Величковский нанял два корабля. Один он занимал со своими славянскими монахами. Другой нес о. Виссарион и молдавская братия. Сначала они отправились в монастырь Святого Духа в Драгомире на Буковине.


Реконструкция монастыря в Молдавии




Монастырь им отдали с лесами и отменили все налоги. Несмотря на то, что монастырь находился в запущенном состоянии, усилиями монахов вскоре он был приведен в хорошее состояние. Монастырский устав для богослужений был афонским. Служили на двух языках, на правом клиросе пели на славянском, на левом - на молдавском.

В келейной жизни братии старец требовал от каждого монаха, чтобы он с полным сознанием и усердием следовал своему призванию. Чтобы все были монахами не только по одежде, но и по духу. Старец целыми днями проводил с братией. Двери его камеры часто оставались открытыми до 9 часов вечера. Монахи приходили, чтобы поговорить о духовных и практических вещах. Также большое значение в духовной жизни монахов имело ежедневное чтение старцем святоотеческих книг и его беседы о них.

Но мирная жизнь в Драгомире вскоре была нарушена войной между Россией и Турцией. Драгомир попал под контроль Австрии. Монахам пришлось эвакуироваться в Секул. Здесь монахи стали помогать беженцам. Проблемы возникли среди монахов. Постепенно жизнь в Секуле наладилась. Учеба старца на этом не прекращалась. Его переводческая деятельность продолжала развиваться. Секул, конечно, оказался слишком маленьким и тесным для своих собратьев.

После некоторого колебания старец согласился переехать, но часть монахов оставил в Секуле. А сам с остальными переселился в Нямец. Это был последний период его жизни, самый трудный, но и самый плодотворный. Число собиравшейся вокруг него братии достигло теперь более 700 человек. Молва о высокой духовной жизни монастыря и о его старце разнеслась по всему православному Востоку. С помощью князя старец устроил при монастыре больницу и богадельню, значительно увеличил количество монашеских келий. Старец установил интенсивную практику переписывания и перевода творений святых отцов. Он собрал большое количество помощников и подготовил их специально для своей издательской работы. Он учил их греческому языку,


Перевод священных писаний на разные языки




Благодаря  труду  группы подготовленных монахов появилось множество правильных переводов святых отцов, а также  множество транскрипций. По словам профессора А. И. Яцимирского, из тысяч рукописей, хранящихся в монастырской библиотеке в Нямеце, написаны в разные периоды на разных языках. Включая молдавский, греческий, латинский, итальянский, немецкий, иврит, арабский, турецкий, сирийский, болгарский, польский. А также французский и славянские, из них двести семьдесят шесть относятся к периоду старца Паисия, причем более 40 из них написаны его рукой.

Растущая слава старца Паисия как учителя духовной жизни вдохновляла многих на переписку с ним. Старец Паисий Величковский отвечал на эти письма многословно. В них старец затрагивает  вопросы монашеской и вообще религиозной жизни, давая наставления и советы. Эта переписка отнимала у него много времени. В этих занятиях и заботах незаметно прошли многие годы, он приближался к последним дням своей жизни.

Мужской монастырь Паисия Величковского Крым Севастополь



Монастырь Паисия Величковского в Севастополе



Его последние дни были омрачены опасными неприятностями, вызванными войной между Россией, Австрией и Турцией. Нямец был занят турками, но австрийцы собрали все свои силы и освободили Нямец. Вскоре подошли русские войска. Вместе с архиепископом Словенским и Полтавским Амвросием в Яссы прибыл главнокомандующий русской армией князь Потемкин. Последний пожелал увидеть прославленного старца Паисия и прибыл в Нямецкую обитель, где его встретили иноки. Это было в 1790 году. В это воскресенье архиепископ Амвросий возглавил Божественную литургию. За которой возвел старца в сан архимандрита. Старец родился в Полтаве, и возведение совершил Полтавский архиепископ.

После окончания военных действий жизнь постепенно наладилась. Старец продолжал работать по-прежнему. Переводил, писал письма, руководил монахами. Но сила его слабела, и он дрогнул. Незадолго до смертельной болезни он прекратил свою переводческую деятельность. 5 ноября 1794 года он почувствовал себя особенно слабым и лег в постель. В воскресенье он почувствовал себя лучше и пришел в церковь причаститься. Однако его слабость продолжалась, и 15 ноября 1794 года в возрасте 72 лет Святой Паисий Величковский скончался.


Заключение




Весть о кончине схиархимандрита Паисия быстро распространилась. В Нямецком монастыре собралось великое множество монахов и верующих. Приехал епископ Вениамин. В Вознесенском соборе было совершено отпевание с последующим погребением.

В схиархимандрите Паисии личная святость сочеталась с любовью к просвещению. Умением организовать монашескую общежительную жизнь, умением привлечь и научить большой сонм учеников, умением создать школу духовного подвижничества. Наконец, большим литературным талантом. Талант, который помог ему выполнить важное и нужное дело — исправить старые переводы. А также сделать новые переводы подвижнической литературы Святых Отцов.

Литературные произведения старца Паисия разнообразны. Обнаружив большое количество ошибок в сохранившихся в то время славянских переводах святых отцов, он понял важность их кропотливой проверки. Для этого он стал усиленно искать греческие оригиналы на Афоне. Но достать их было нелегко. Так как никто никогда не предлагал такие книги в продажу. По этой причине ему приходилось расшифровывать их самому. И платить за это другим. Он обнаружил, что далеко не все сочинения святых отцов переведены на славянский язык. А вторую часть этого задания, сами переводы, он предпринял в Молдавии. После того, как переселился туда со своими монахами.

Чтобы подчеркнуть добросовестность, с которой была выполнена эта работа, известно, что старец проверял и исправлял один и тот же текст три и более раз. В то же время отец Паисий Величковский признавал недостаточность и этого. Он писал: «К моему великому огорчению, я вижу, что это далеко не совершенство и что, если Господь по Своей милости продлит мою жизнь и дарует мне, теперь уже почти слепому, нужное зрение, мне придется больше работать над этими исправлениями».

Лишь к концу своей жизни старец Паисий расширил транскрипцию и перевод святоотеческих книг. Отсюда эти сочинения разошлись по монастырям православного Востока и достигли России, где сыграли исключительную роль в возрождении русского монашества в XVIII и XIX веках.


Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский мужской монастырь в Молдавии



Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский мужской монастырь в Молдавии



Ново-Нямецкий Кицканский мужской монастырь в Молдавии



Как и при зарождении христианства на Руси, насаждению семян Православия во многом обязаны святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские и их ученики, многие из которых стали первыми епископами Руси. Позднее преподобный Сергий и его ученики трудились над укреплением Православия. Наконец, в восемнадцатом и девятнадцатом веках ученики преподобного Паисия Величковского сыграли ведущую роль в возрождении русского монашества и подъеме старчества.

Ученики преподобного Паисия пользовались влиянием среди монашествующих на Святой Горе. В Молдавии и в России. Россия была источником особенно большого числа его учеников, при которых произошло широкое возрождение духовной жизни, интерес и любовь к чтению и изучению книг. Выступили старцы и иноческие настоятели и сохранили наследие преподобного Паисия. Видно три основных течения: Северное, Центральное и Южное ответвления. Северное движение имело центры в Соловецком монастыре, Валааме, Александро-Невской лавре, Александро-Свирском монастыре. Центральное движение было сосредоточено в Москве, Владимирской губернии, Оптиной пустыни, а затем в Орловской губернии. На юге — в Площанском и Глинском монастырях. Круг влияния старца Паисия был широк.

Хотя преподобный Паисий жил за границей и вся его деятельность была за пределами России, его труды все же проникали в Россию. И приносили сторицей плоды в русском монашестве в Русской Церкви.


Роль трудов Паисия Величковского в православии




В трудах преподобного Паисия усматривается нечто родственное нашему времени. При жизни преподобного Паисия его сочинения попали в Россию, где были переписаны и изданы — славянские «Добротолюбие», творение преподобного Исаака Сирина и многие другие сочинения. При несколько иных обстоятельствах то же самое происходит и сегодня. Наша Русская Зарубежная Церковь осуществляет свою миссию за границей среди русского православного народа. В то же время ее плоды посылаются в Россию, в виде творений святых отцов и церковной литературы. В которых ощущается страшная нехватка Слова Божия и духовной литературы.

Правда, есть большая разница между временем святого Паисия и нашим временем. Святитель Паисий Величковский жил в православной стране, и хотя там не было таких же издательских возможностей, можно было свободно переписывать рукописи и отправлять их в Россию. И там печатать и распространять. Сегодня, хотя мы и живем в инославной среде, мы можем свободно печатать большими тиражами. Но распространение духовной литературы среди наших собратьев в России практически невозможно.
https://segodnyaprazdniki.ru/paisij-velichkovskij/

Комментариев нет:

Отправить комментарий