понедельник, 12 сентября 2022 г.

Преподобный Максим исповедник. Житие святого, день памяти 26 августа

Преподобный Максим исповедник. Житие святого, день памяти 26 августа
Какой сегодня праздник? 26 августа православные христиане отмечают праздник перенесения мощей святого Максима исповедника. Преподобный Максим исповедник родился в Константинополе, в знатной семье и имел хорошее образование.

Сегодня . Сегодня будет фаза луны и считается что сегодня лунный день. Восход луны будет в , а заход луны в . Луна сегодня будет в знаке зодиака . По проверенным данным сегодня намечаются магнитные бури  в диапазоне балловСегодня для огородников и садоводов день Сегодня день для совершении рабочих сделок, для церемонии свадьбы, для финансовых операций, для проведения маникюра, для причесок Лунный календарь на сегодня  


Преподобный Максим исповедник




Св. Максим Исповедник (ок. 580–662) — один из важнейших отцов церкви Востока, наиболее известный своими мистическими и аскетическими сочинениями, защитник Православия от ереси монофелитства. Его титул исповедника (по-гречески также мученик) означает, что он пострадал за христианскую веру, но непосредственно мученической смерти не было.


Житие святого Максима


Святой Максим (580-662) родился в Константинополе, в знатной семье и имел хорошее образование. Маронитский источник, разделяющий монофелитское учение, утверждает, что он был из Палестины.

Около 610 г. Максим стал личным секретарем императора Ираклия (610-641), но по неизвестным причинам через три года оставил эту должность и поступил в монастырь Хрисополис, расположенный на другом берегу Босфорского пролива, приняв монашеские обеты.

Вскоре после этого он стал настоятелем монастыря и в этой должности говорил, что богословие без практики есть богословие демонов, поэтому его теоретический подход к богословию удвоился до практического.

При нашествии персов в 632 г. он был вынужден бежать вместе со всей своей общиной, так что прибыл в провинцию Африка, находившуюся в то время под властью Византии, вместе со своим другом монахом Софронием, будущим патриархом Иерусалимским. Здесь он остался в монастыре близ Карфагена, где изучал христологические сочинения Григория Назианзина и Дионисия Ареопагита.


Монофелитский спор


В Африке Максим и Софроний начали борьбу против официальной позиции императора, который нашел монофелитское решение как воссоединение раскольнических миафизитов (или монофизитов) из Египта и Сирии с православными из Константинополя.

Миафизиты (предки нынешних коптских верующих из Египта) верили, что во Христе есть только одна природа — божественная, потому что человеческая природа исчезла в божественном, как капля воды исчезает в океане.

Чтобы восстановить не только религиозный союз, но особенно политический, в условиях опасности персидского и арабского нашествия, император Ираклий по соглашению с Константинопольским патриархом Сергием (610-638) навязал официальным декретом учение о единобожии как о единобожии - официальная позиция Церкви.

Новое учение утверждало, что во Христе две природы, божественная и человеческая, но только одна воля (монотелос) и одно дело (моно-эрга), что на самом деле было скрытой формой монофизитства. Официальной декларацией стал формальный пакт между православной и монофизитской частями в 633 году.

Первым, кто увидел опасность этого «компромисса» и стал бороться против него, был фактически монах Софроний, еще до того, как этот компромисс был подписан. Вскоре после этого он стал патриархом Иерусалимским и с этой должности опубликовал синодальное письмо (643 г.).

В письме он проводит четкое различие между двумя делами во Христе. В следующие четыре года ничего особенного не произошло, но беды начались в 638 году. Тогда император Ираклий издал так называемый Эктезис, официальное имперское «Исповедание веры».

Вскоре Преподобный Максим исповедник стал руководителем борьбы с ересью. Между 642-645 годами он провел обширную работу по укреплению тамошних африканских епископов против имперской ереси.

В июле 645 г. Максим устроил в Карфагене большой публичный диспут с Пирром в присутствии многих епископов. Пирр был бывшим патриархом Константинополя (638-641 и позже в 654), монофелитом. Но в то же время старым другом Максима.

После этих дебатов Пирр согласился с тем, что позиция монофелитов ложна и еретична. Несколько соборов в Африке вскоре после этого осудили монофелизм как ересь.


Мученическая кончина святого Максима


В конце 646 г. святой Максим отправился в Рим, где оставался до 649 г. Здесь папа Мартин (649-653) созвал Латеранский собор (649 г.) в присутствии 105 епископов, также осудивших монофелитство. Но в это время произошло ужасное положение, так как центральная Италия попала под контроль Византии.

Преподобный Максим исповедник.



Святой Максим исповедник



А в 648 г. император Константин II (641-668), преемник Ираклия, издал новый указ, которым под тяжким наказанием прекращались всякие дискуссии о том, что во Христе есть одно или два дела и желания.

В 653 г. Преподобный Максим исповедник и св. Мартин Римские были арестованы и доставлены в Константинополь. Св. Мартин, осужденный без суда, умер в пути, а Максим предстал перед трибуналом, где был приговорен в 655 г. к ссылке в Бизию, город во Фракии.

Новое слушание в том же году отправило его в Перберис, на берег Черного моря. Позже, в 662 году, преподобного Максима привели в Константинополь для повторного слушания, чтобы заставить принять монофелитское учение.


Казнь святого исповедника


Здесь, на глазах у толпы, солдаты отрубили ему правую руку и язык, чтобы он не мог сообщить свою позицию ни устно, ни письменно.

После этого варварского увечья, которое произошло, когда святому Максиму Исповеднику было уже около 80 лет, он был сослан в ссылку в Лазику. Ларасположенную на восточном берегу Черного моря, брошенный в крепость Схимар, вероятно, близ современного Грузинского города Цагери, где он и оставался до конца своей жизни, случившейся в том же году, 13 августа, после великих страданий, в почтенном возрасте 82 лет.

События процессов Максима были записаны Анастасием Библиотекарием (Migne, Patrologia Latina, vol. 128 (Historiae de vitis Romanorum pontificum, 130, col. 737-763).

Вместе с папой Мартином Максим был реабилитирован Шестым Вселенским Собором (680–681), провозгласившим, что Христос обладал как человеческой, так и божественной волей. С этим заявлением монофелизм стал ересью, и Максим был посмертно объявлен невиновным во всех обвинениях против него.

Память его в Восточной Церкви 26 августа (перенесение мощей) и 21 января. В Западной Церкви он отмечается 13 августа.


Реликвии преподобного Максима


Православный синаксарий из Менологиона свидетельствует, что после смерти преподобного Максима на его гробе происходили чудеса исцеления и можно было видеть горящими три ярких светильника, похожих на подсвечники (символ Святой Троицы).

В греческом прологе 26 августа отмечается перенесение мощей святого Максима из Лазики на юго-восточном берегу Черного моря в Константинополь, в монастырь Пресвятой Богородицы в Хрисополе (где он был настоятелем), через Босфор. Вероятно, это произошло после Шестого Вселенского Собора.

26 августа многие ученые считают днем ​​смерти святого. Не исключено, что основное его поминовение было перенесено на 21 января, потому что 26 августа - это отдание (окончание) праздника Преображения Господня.

Сегодня часть его мощей находится на Афоне, в монастыре св. Павла (ковчег с десницей святого, отрубленной после суда 662 г.). Эта реликвия была привезена сюда из Константинополя в 12 веке аббатом Павлом из Ксиропотаму. Это единственная известная реликвия святого.

Во всяком случае, некоторые международные журналы сообщают, что останки мощей святого Максима (а точнее его гробница) были обнаружены в Грузии, недалеко от Цангери, в октябре 2011 года. Доводам первооткрывателей можно верить, ведь на самом деле никаких исторических сведения о реальном перемещении мощей.

Но только богослужебные источники. Его могила была найдена под алтарем церкви в Цангери, покровителем которого является даже святой Максим, вместе с останками 3-х учеников святого.


Сочинения исповедника


От святого Максима остались многочисленные сочинения, некоторые из которых вошли в Греческую Филокалию, важное собрание мистических сочинений для восточного христианства. Некоторые из этих сочинений являются догматическими.

Но, что любопытно, св. Максим известен не своими догматическими сочинениями о Лице и Природе Христа. А теми, в которых он описал созерцательную жизнь, дав достаточное руководство подвижникам. Были написаны и другие произведения на литургические и герменевтические темы.

Будучи последователем Ареопагита, Преподобный Максим исповедник сохранил и по-христиански истолковал прежнюю неоплатоническую философию. Его работу над Ареопагитом продолжил на Западе Иоанн Скот Эригена.

Платоническое влияние на мысли Максима наиболее отчетливо можно увидеть в его антропологии. Максим принял идею о том, что человечество создано по образу Божию, и цель спасения состоит в том, чтобы восстановить наше единство с Богом.

В сотериологии Максим настаивал на том, что человечество предназначено для полного соединения с Богом, потому что Бог впервые полностью соединился с человечеством в воплощении (об этом говорил и св. Афанасий Александрийский).

Если бы Христос не стал полностью человеком, то спасение было бы уже невозможно, так как человечество не могло бы стать полностью божественным. Вот почему он так резко осуждал монофелизм. То есть, ересь, отрицавшую человеческую волю во Христе. Акцент на идее обожения или обожения человека сделал Максима одним из важнейших восточных богословов.

На протяжении столетий игнорируемые западными учеными сочинения св. Максима всегда занимали особое место в восточном богословии. Он считается «духовным отцом» некоторых мистиков, таких как преподобный Симеон Новый Богослов и Григорий Палама.


Его наиболее важные работы:


- Ответы Фаласию - серия из 65 вопросов и ответов о некоторых трудных отрывках из Священного Писания;

- Амбигуа - исследование сложных отрывков из писаний св. Дионисия Ареопагита и Григория Назианзина, посвященное христологическим вопросам;

- Схолии - Комментарии и размышления о ранних сочинениях Дионисия Ареопагита;

- Мистагогия – комментарий и размышление о Божественной литургии и связи между Макрокосмом и микрокосмом;

- Главы о любви – отдельные очерки о духовной жизни, сгруппированные в сборники из сотен таких медитаций;

- Аскетические Слова - Диалог о монашеской жизни;

- Жизнь Пресвятой Богородицы - самая ранняя полная биография Девы Марии, с интересными связями с апокрифическими евангелиями.


Песнь (тропарь) святому:


« Ты проводник Православия, учитель благочестия и целомудрия, светила мира, боговдохновенная гордость монашествующих. О премудрый Максим, ты всех просветил своим учением. Ты — арфа Духа. Ходатайствуй Христу Богу нашему о спасении душ наших! ”
https://segodnyaprazdniki.ru/prepodobnyj-maksim-ispovednik/

Комментариев нет:

Отправить комментарий